Возврат пенсионных накоплений пенсионерам
Повышение пенсионного возраста в России произошло два года назад. Снижение пенсионного возраста в России к прежним границам не принесет ничего, кроме краткосрочного и незначительного ослабления социального недовольства, полагает Оксана Синявская, заместитель директора Института социальной политики НИУ ВШЭ.
3 октября 2018 года Президент России Владимир Путин подписал закон о повышении пенсионного возраста в России. Это событие могло быть достаточно заурядным, поскольку с 1990-х годов подобные реформы были проведены в не одном десятке стран, а в некоторых уже и дважды.
Однако в России возраст назначения пенсии по старости не менялся как минимум с 1967 года, когда единые границы пенсионного возраста — 55 лет у женщин и 60 лет у мужчин — были установлены не только для рабочих и служащих, но и для колхозников (они в период с 1964 по 1967 год выходили на пенсию на пять лет позже). В действительности привычный для россиян пенсионный возраст для отдельных категорий занятых установили еще в 1932 году. И в силу своей неизменности он оставался единственным понятным для подавляющего большинства работников параметром пенсионного обеспечения, исходя из которого люди планировали свою жизнь и выстраивали семейные стратегии.
В новейшей истории России руководство страны на протяжении двух десятилетий настойчиво отвергало предложения экспертов об изменении возраста выхода на пенсию.
Поэтому предложенное правительством летом 2018 года решение о его повышении (первоначально, напомним, возраст выхода на пенсию для женщин намеревались повысить до 63 лет) вызвало резко негативную социальную реакцию, сопоставимую с протестами населения против отмены социальных льгот 2005 года.
По опросам «Левада-центра***», 46% россиян в 2018 году и 44% в 2019 году назвали пенсионную реформу главным событием уходящего года. Опросы 2019–2020 годов продолжают фиксировать преимущественно негативное отношение населения к необходимости позже выходить на пенсию. В частности, августовский опрос портала SuperJob.ru среди работающих россиян старше 18 лет показал, что 88% опрошенных поддерживают возвращение к прежнему пенсионному возрасту, против — всего 5%, еще 7% не определились с ответом. Даже среди молодежи до 24 лет за прежний возраст выхода на пенсию высказались 79%, против — 7%, не затруднились с ответом 14%.
Отчасти такая общественная реакция на повышение пенсионного возраста была предсказуема и наблюдалась и в других странах, проводивших подобные реформы.
Во многом она была спровоцирована тем, как было принято и представлено решение увеличить возраст: отсутствием разъяснительной работы с людьми, выбранными границами и темпом повышения.
Конечно, два неполных года с начала реформы — срок невероятно маленький для того, чтобы иметь возможность оценить экономические и фискальные эффекты принятого решения. Пока реформа затронула в основном женщин 1964–1965 годов рождения и мужчин 1959–1960 годов рождения, а также небольшое количество лиц, родившихся позднее, которые должны были выходить на пенсию досрочно. Для примерно половины из них возраст обращения за пенсией оказался на полгода выше прежнего. И поэтому сложно ожидать как заметного влияния этой меры на динамику доходов населения, так и на бюджет Пенсионного фонда России.
Тем не менее алармистские ожидания в части негативного влияния повышения пенсионного возраста на занятость за первые два года ее реализации не оправдались.
Уровень формальной занятости мужчин 60 лет и старше и женщин 55 лет и старше в 2019 году вырос по сравнению с 2018 годом. В предпенсионном пятилетии участие в формальной занятости снижалось, но очень незначительно (на 1,3% у мужчин 55–59 лет и на 0,4% у женщин 50–54 лет). Более того, согласно августовскому опросу НПФ Сбербанка и сервиса «Работа. Ру», 34% женщин планируют закончить работу в возрасте 60 лет и старше и 28% мужчин — в возрасте 65 лет и старше — то есть за границами будущего пенсионного возраста.
В последующие годы эффекты повышения пенсионного возраста будут, безусловно, существенно искажены влиянием экономического кризиса, спровоцированного пандемией коронавируса. С одной стороны, работники старшего возраста, предпенсионеры, как и другие категории занятых сталкиваются с более высокими рисками потери работы или сокращения заработков. С другой стороны, уменьшение фонда заработной платы сокращает страховые доходы ПФР, «съедая» возможный положительный эффект повышения пенсионного возраста для получателей пенсий.
Разворачивающийся экономический кризис возрождает дискуссию о границах пенсионного возраста, создавая иллюзию политического выбора: в ответ на сокращение занятости отказаться от непопулярной социальной реформы либо продолжить ее, несмотря на отсутствие фискального выигрыша от повышения пенсионного возраста.
Иллюзорность этой развилки связана с тем, что возврат к прежним границам пенсионного возраста не принесет ничего, кроме краткосрочного и незначительного ослабления социального недовольства.
Но такое решение имело бы однозначно негативные последствия и для финансов пенсионной системы, и для положения людей старших возрастов на рынке труда.
Социальное недовольство повышением пенсионного возраста стало стимулом для усиления внимания к социально-экономическим потребностям людей старшего возраста, проблемам с их трудоустройством, дало толчок развитию программ профессиональной подготовки и переобучения. Понимание важности сохранения занятости людей в старшем возрасте стало одним из катализаторов развития программ активного долголетия.
И в какой-то мере в период пандемии этот вектор движения выступает защитой от масштабной дискриминации пожилых людей.
Можно опереться на этот положительный опыт и выстраивать комплексную социальную политику в интересах граждан старшего поколения, направленную на сохранение их человеческого капитала и преодоление возрастных стереотипов. Или — в панике перед пандемией — «вернуть все, как было», по сути, послав сигнал населению об ошибочности принятого два года назад решения. И направить средства с образования и поддержки занятости предпенсионеров на выплату пенсий. И перестать замечать проблемы трудоустройства людей старшего возраста, как и их потребности в гибкой и — в пандемию — дистанционной занятости.
Вычет на пенсионные отчисления за членов семьи
Заключить договор с НПФ и делать отчисления можно не только в свою пользу, но и в пользу:
№
Члены семьи
1.
супруга (супруги);
2.
детей (в том числе усыновленных) — ограничений по возрасту нет;
3.
родителей (усыновителей);
4.
бабушек, дедушек;
5.
внуков;
6.
братьев, сестер;
7.
подопечных детей-инвалидов (опекуны и подопечные, не являющиеся инвалидами, не имеют права на данную налоговую льготу).
Если взносы идут с вашего счета, вы имеете право на пенсионный вычет в пределах общего лимита.
Дополнительные отчисления на накопительную часть пенсии вы можете оплачивать только за себя.
Можно ли получить вычет с пенсии
При выходе на пенсию человек теряет большую часть доходов, поэтому сложно сохранять привычный уровень жизни, когда уже нет регулярной заработной платы. А государственное обеспечение через ПФР вряд ли будет равняться прежним доходам.
Если вы работаете и платите налоги, то имеете право на налоговый вычет — льготу, которую государство предоставляет гражданам-налогоплательщикам. Например, за покупку квартиры, за пополнение индивидуального инвестиционного счета (ИИС), по расходам на социальные траты.
Но если вы неработающий человек или пенсионер без стороннего дохода, то получить возврат НДФЛ не сможете, так как у вас нет налогооблагаемых доходов.
Пример
Иванова в 2022 г. вышла на пенсию. В 2023 г. она оплатила собственное лечение, но не сможет вернуть часть этих расходов, так как в 2023 г. она уже не работала и не платила подоходный налог.