Надзор за страховой деятельностью
Органы надзора обладают рядом значимых полномочий. Они могут инициировать проверку, призвать к ответственности виноватых лиц, начать судебное рассмотрение. Страховой надзор осуществляется на трёх базовых принципах:
№/№ПринципПояснение1.
Законность
Государственные законы устанавливают нормы, которым следует подчиняться всем властным представителям, должностным лицам2.
Организационное единство
Деятельность центральных/территориальных филиалов представляет собой слаженный «организм»3.
Гласность
Все сведения относительно работы Департамента располагаются в зоне общественной доступности. Информация опубликовывается на просторах интернета с целью того, чтобы каждый мог получить необходимые сведения.
Каждая СК должна опубликовывать информацию о своём финансовом положении. Это помогает страхователям производить выбор той СК, куда разумнее всего обратиться
Департамент рынка страхования имеет право осуществлять контроль за профильными делами, отслеживая качество выполнения субъектами единых законных требований. Тогда сторона страхователей может смело производить вложение денег.
- Какой орган выдает лицензию на осуществление страховой деятельности?
- Формы государственного надзора за страховой деятельностью
- Федеральные надзорные органы исполнительной власти в страховой деятельности
- Государственные органы, осуществляющие контроль за страховой деятельностью
- Орган, осуществляющий государственный контроль
- Кто контролирует СК по ОСАГО: кому жаловаться
- Права федеральных исполнительных надзорных органов
Какой орган выдает лицензию на осуществление страховой деятельности?
Лицензия на проведение страховой деятельности заверяет право ее владельца на проведение такой деятельности на территории Российской Федерации при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии. Лицензирование страховой деятельности осуществляется ФССН.
Формы государственного надзора за страховой деятельностью
Образование и развитие системы надзора за страховой деятельностью России опирается на всемирный опыт. В осуществлении страхового надзора государства сформировалось два альтернативных направления, которые уже были реализованы в мировой практике. Отличают следующие формы ведения надзора:
- немецкую;
- английскую.
Английская система является либеральной. Она делает упор на контроле деятельности страховщиков постфактум на основании изучения данных балансов страховых организаций. В связи с этим органы надзора не могут оказывать непосредственного влияния на операции страхового характера.
Немецкая система надзора охарактеризована наиболее четкой регламентацией всех операции, а также жесточайшим контролем над соблюдением положений и законов по защите прав и интересов страховщиков и страхователей. Существуют основания полагать, что развитие страхового государственного надзора в России происходит по германскому образцу.
В соответствии с немецким законодательством, надзор должен охватывать всю совокупность страховых предприятий, исключая те, что относятся к сфере социального страхования. Для реализации страхового надзора применяются следующие системы:
- система публикаций, которая предписывает обязательную публикацию конкретных сведений о работе страховых организаций;
- система нормативно-правовых предписаний, которая предполагает обязательное соблюдение учрежденных законодательством требований, к примеру, касающиеся порядка учреждения, минимальной величины уставного капитала и т.п.;
- концессионная система, которая включает разрешения или допущения, выдаваемые надзорными властями компаниям страхования;
- система текущего надзором.
Надзор реализуется федеральными надзорными органами, которые подчинены федеральному Министерству финансов, и органами надзора земель в Германии. Надзор содержит выдачу разрешений на проведение страховой деятельности и текущее наблюдение.
Получение разрешений от органов страхового надзора представляет собой обязательное условие деятельности страховой организации. Без подобного разрешения страховую компанию не зарегистрируют. Для обретения разрешения руководитель будущей страховой организации проходит проверку на пригодность профессионального рода и, помимо этого, представляет техническую, правовую и финансовую документацию, лежащую в основе деятельности страховой организации. Что касается правовых документов, обязательным является предоставление устава, общих страховых условий, типовых страховых договоров. Техническая часть плана включает страховую технику: страховые тарифы и актуарные расчеты.
Финансовый раздел включил в себя подтверждение достаточности объема капитала для выполнения обязательств по страховым договорам.
Текущий контроль заключается в периодических проверках страховых организаций органами надзора на предмет соблюдения плана предприятия, учетных правил, размещения капитала, поведения страховой организации на рынке и т.п.
Органы надзора осуществляют наблюдение за деятельностью страховой организации в хозяйственном, правовом и финансовом отношениях от начала и до конца ее существования. Любое изменение, к примеру, слияние либо передача капитала, нуждаются в разрешениях со стороны надзорных органов.
Органы надзора занимаются приемом также жалоб и заявлений от страхователей, после чего проверяют их. В случае необходимости они могут принять все необходимые меры вплоть, до таких, как прекращение деятельности страховой организации, которая была уличена в серьезных и неоднократных злоупотреблениях.
Ежегодно федеральные органы надзора подготавливают подробный отчет по собственной деятельности, ежемесячно издают собственные ведомости, которые содержат циркуляры, письма инструктивного характера, а также материалы статистического рода, обладающие большим значением для страховых компаний.
Приблизительно в таком же ключе развивается государственная система страхового надзора в Российской Федерации. Она делает опору на существующую систему законодательства, включающую в себя общие нормативно-правовые акты, специализированное страховое законодательство и комплект ведомственных нормативных документов и подзаконных актов, которые принимаются в границах компетенции разнообразными органами исполнительной ветви власти.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Федеральные надзорные органы исполнительной власти в страховой деятельности
С целью обеспечения проведения единой бюджетной, финансовой, валютной и налоговой политики государства, а также координации деятельности в данной сфере федеральных органов исполнительной власти согласно Указу Президента РФ №1177 ликвидации подверглась Федеральная служба Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор), и все ее функции были переданы Департаменту страхового надзора, который был создан при Министерстве финансов РФ.
В 2013 году, после того как упразднению подверглась ФСФР, практически все её функции были отданы Банку России, который стал мегарегулятором всех финансовых рынков РФ, страховой надзор и большая часть страхового регулирования отданы были ЦБ РФ.
В новой организации структуры ЦБ РФ большая часть полномочий по страховому рыночному регулированию, а также страховому надзору передавалась нескольким департаментам, которые находились под руководством первого заместителя председателя ЦБ РФ С. Швецова. В мае 2017 года разнообразными вопросами надзора и регулирования в страховании занимались шесть разных департаментов ЦБ РФ.
Государственные органы, осуществляющие контроль за страховой деятельностью
Непрямые функции контроля страховых услуг выполняют организации, призванные защищать гражданские права.
В различных ситуациях, связанных со страховкой, для реализации защиты собственных прав можно также обратиться в:
- прокуратуру – главный надзорный орган РФ, рассматривает обращения по нарушению законодательства;
- Роспотребнадзор – защищает права клиента страховой компании, как получателя услуги;
- суд – обращение будет действенно, если была оформлена и подана оппоненту досудебная претензия;
- антимонопольный комитет – можно обращаться, если компания-страховщик вписывает в договор услуги не по своему профилю;
- российский союз автостраховщиков – можно обратиться по спорам при ОСАГО и «Зеленой карте».
Обратите внимание! Статья 35 Закона позволяет страховщику оспаривать решения надзорного органа в суде.
Орган, осуществляющий государственный контроль
ФССН представляет структуру, осуществляющую лицензирование: утверждение/аннулирование лицензий, производство контроля за соблюдением требований закона и пр.
Внимание! Куда подавать жалобу? Так как ОСАГО – это обязательный вид страховки, то тарификация на полисы не определяется самой СК, а является единой. Каждая СК, которая реализует полисы по ОСАГО , должна следовать общим тарифам, установленным Банком России, начиная с 2014 г.
Кто контролирует СК по ОСАГО: кому жаловаться
Вопросами регулирования деятельности СК занимаются Центробанк (ЦБРФ), совместно с РСА (вопросы по ОСАГО). Жалобу, в случае задержки страховых выплат, а также любых незаконных действий, следует подавать непосредственно на СК.
Отправив копии жалобы вышеперечисленным организациям, которые регулируют страховую деятельность, необходимо также отправить одну копию на имя руководителя СК, находящегося в головном офисе.
Права федеральных исполнительных надзорных органов
Для реализации собственных функций надзорные органы обладают правами:
- Установления условий лицензирования деятельности по страхованию на территории России, согласно страховому законодательству;
- Запроса и получения от страховщиков установленной отчетности по страховой деятельности, информации об их финансовом состоянии, получения необходимой для исполнения возложенного на нее функционала информации от учреждений, предприятий и организаций, в том числе банков, а также от граждан;
- Произведения проверок соблюдения страховщиками российского законодательства по страхованию, а также достоверности представляемой ими отчетности;
- При обнаружении нарушений страховщиками законодательных актов выдавать им предписания для их устранения, а в случае неисполнения предписаний останавливать либо ограничивать действие лицензионной документации таких страховщиков до момента устранения обнаруженных нарушений или принимать решение по отзыву лицензий;
- Обращения в арбитражный суд с иском по ликвидации страховщика, если он неоднократно нарушал законы РФ, а также ликвидации организаций и предприятий, которые осуществляют страховую деятельность без лицензии;
- Принятия участия в экспертизе обучающих программ по страхованию в высших учебных и специализированных заведениях, программ специальных организаций по подготовке и повышению квалификации специалистов для страховых компаний;
- Взимания за выдачу каждого лицензионного документа на осуществление страховой деятельности, а также регистрацию страховых объединений оплату в размере, который установлен законодательством РФ;
- Установления требования платежной способности при учете особенностей осуществляемых страховщиком операций;
- Установления по согласованию с Министерством финансов РФ и Государственным комитетом РФ по статистике правила бухгалтерского учета и план счетов, формы и показатели учета страховых операций и отчетности страховщиков, публикаций страховщиками ежегодных балансов, счетов убытков и прибылей.
При реализации собственной деятельности федеральный надзорный орган может образовывать временные комиссии, советы, привлекать экспертов, назначать уполномоченных лиц для произведения проверок страховых компаний.
Из-за пробелов в страховом законодательстве федеральный надзорный орган не только исполняет обязанности государственного регулирования деятельности по страхованию, но и непосредственно вырабатывает проекты актов законодательства и предложения по разнообразным вопросам в страховой сфере.
Предупреждение, ограничение и пресечение деятельности монопольного типа, а также недобросовестной конкуренции на рынке страхования обеспечивается Государственным комитетом РФ по антимонопольной политике, а также поддержке структур экономики, согласно антимонопольному законодательству РФ.
Перспективой в последующем усовершенствовании страхового регулирования в нашем государстве является переход к европейской модели страхового регулирования.
Воспользуйся нейросетью от Автор24